четверг, 29 июня 2017 г.

В Ростовском театре драмы явно назревает драма


Четыре ведущих Актера Ростовского драматического театра имени Максима Горького уже около месяца не могут попасть на прием к первому заместителю губернатора области Игорю Гуськову. Они хотят обсудить с Игорем Александровичем ситуацию, сложившуюся в театре.
По рукам - как со времена самиздата - ходит обращение за подписью заслуженной артистки РФ и народной артистки РФ Натальи Гординской, якобы отправленное в Госдуму РФ.
Некоторые приведенные в тексте факты, на мой взгляд, являются основанием для проведения прокурорской проверки.
Не знаю, кто мне его прислал. Публикую целиком, с сохранением авторской стилистики, орфографии и пунктуации:


Я, народная артистка РФ Наталья Николаевна Гординская, актриса Ростовского академического драматического театра им. М.Горького обращаюсь к Вам, так как уже не рассчитываю больше ни на чью поддержку и помощь в возникшей в нашем театре непростой ситуации.

В ростовском драматическом театре завершается третий сезон под художественным и административным руководство нового худрука Александра Ивановича Пудина. Три сезона это конечно не так много, но достаточно для того, чтобы понять главное. В театре сейчас налицо творческий кризис, непрофессиональное административное руководство и нездоровый моральный климат. И ситуация эта развивается по нарастающей.



В своё время с приходом А. И. Пудина в качестве художественного руководителя коллектив театра связывал большие надежды, можно сказать даже, пребывал в некоей эйфории. Но постепенно иллюзии рассеялись и на первый план выступила безрадостная и тревожная ситуация.

Как оказалось​, Пудин просто не имеет надлежащей квалификации для руководства театром. Пудин имеет весьма смутные представления о создании спектакля как процессе, о работе артистов и о работе цехов. Координация работы всех подразделений театра вызывает у него затруднения. В работе театра стали появляться удручающие сбои.
Должность художественного руководителя в нашем театре совмещает в себе две функции: главного режиссера и директора театра. Но у А. И. Пудина нет ни режиссерского ни актерского образования, необходимого для занятия этой должности. Для работы в качестве директора театра у него также отсутствует и экономическое образование. Возникает вопрос: как же он стал художественным руководителем? В конкурсе на эту должность участвовали два претендента, сам Пудин и некая техническая фигура. То есть конкурс проводился формально, результат его был предопределен, а приход в театр Пудина был решен без всякого конкурса.

В биографии Пудина много неоднозначного или просто туманного. До появления в Ростове он работал то ли пресс-секретарем Л.И. Швецовой, то ли советником на общественных началах в Мэрии Москвы. Он учился в ЛитИнституте имени Горького. Изучал там поэзию, но стал драматургом. Потом оказался чиновником, перед тем якобы успев поработать художественным руководителем Мордовского Национального театра. Это его художественное руководство является весьма сомнительным фактом. Так как никаких подтверждений его не имеется, кроме как со слов самого Пудина. В Мордовском театре подтверждают только работу Пудина как директора. Стоит упомянуть и о масштабах Мордовского театра, в годы когда им руководил Пудин: "Театру было выделено старое здание, маленький зал на 35 мест находился в полуподвальном помещении", - говорит сайт самого Мордовской нацдрамы. То есть в Саранске Пудин был директором театра, который по масштабам сравним с Экспериментальной сценой театра Горького.
На сайте со скромным названием pudin.ru упоминается факт наличия у Пудина некоего режиссерского опыта: "небезуспешно и сам выступал в качестве режиссера-постановщика." Такой вот режиссер-самородок. Неужели такая застенчивая формулировка заменила наличие образования и опыта режиссерской работы при принятии его на должность худрука нашего театра? Тем паче на сайте того же Мордовского театра можно найти такую информацию: "Режиссеров приглашали со стороны, своего режиссера в театре не было." А вот "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих" в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" четко говорит, что работник занимающий должность художественного руководителя театра должен иметь опыт работы главным режиссером не менее трех лет или не менее пяти лет режиссером. Наличие такого опыта у Александра Ивановича Пудина вызывает большие сомнения. Значит и должность свою он занимает неправомочно?

И не стоит конечно же забывать, что его работу в Саранске и в нашем городе разделяют около двух десятилетий. За 20 лет при полном отсутствии практики, если что-то умел и знал, забыть все можно очень просто. Но дело в том что Пудин вообще не имеет малейшего представления о том, что такое театр и как он работает. Вот очень простой пример: Пудин не понимает зачем репетируются спектакли, премьера которых уже давно прошла, а то, что эти спектакли не играются по 6-8 месяцев и требуют подготовительной работы перед показом, его абсолютно не заботит. В его понимании актерская профессия ограничивается знанием текста. На все просьбы провести перед спектаклем, который долгое время не игрался, подготовительные репетиции, актерам заявляется: текст дома учите, не понимая, что мизансцены, работу с партнером, темпо-ритм, смены картин и т.д. можно проверить только на сцене во время совместной репетиции. Перерывы между репетициями и вечерними спектаклями могут занимать менее получаса. Об изменениях расписания труппа информируется в последнюю очередь. Актеры в театре под руководством Пудина низведены до статуса "лишних людей", так как у него отсутствует понимание сути актерской профессии.

В театре введена потогонная система, спектакли ставятся за невероятно короткие сроки, от 9 до 14 дней. Из-за этого снижается качество спектаклей, отсутствует творческий рост, что для артистов является главным в профессии. В первый сезон своего руководства Пудин объяснял свой авральный способ работы, тем что подготовку театральных премьер надо втиснуть в уже существующий плотный график приглашенных режиссеров. Это такой временный "мобилизационный период", но такая "мобилизация" в театре длится уже три года!? И теперь в театре стало нормой, что спектакли создаются через сверхусилие труппы, вопреки законам естественного художественного развития и основ театрального производства. Например, спектакль "Матерь Человеческая" был поставлен всего за 9 дней, из которых репетиции на сцене заняли 5 дней. Разве это не говорит о недостаточной квалификации худрука и о его неумении правильно организовать рабочий процесс?
А как следствие отсутствия надлежащей квалификации, безграмотно формируется репертуарный план, сам Пудин не раз заявлял, что мы ставим спектакли не для долгой эксплуата­ции, а для создания информационного повода, чтобы говорили о самом Пудине. Так же он не раз заявлял, что ему актеры не важны, а важен собственный пиар, он пришел сюда именно для этого. Но ведь это государственный театр, а не личный театр господина Пудина. До прихода Пудина театр выпускал в сезон 10-12 премьер, сейчас это всего лишь 5-7 премьер.

Административная деятельность театра дезорганизована: трехлетние трудовые договоры актеров заменены на одногодовые, в коллективный договор Пудиным внесены односторонние изменения, о репертуарной политике труппа театра узнает из фейсбука худрука, гастрольная деятельность порой носит просто хаотичный характер.
Но единственная сфера на которую Пудин обращает пристальное внимание и всегда делает акцент - это освещение работы театра в средствах массовой информации. Главное не делать, а рассказывать о собственных успеха, пускай порой и воображаемых. Такими словами можно сформулировать жизненное кредо Пудина. Выразительными примерами этого являются следующие факты:

В начале 2015 года в нашем театре на базе Экспериментальной сцены, капитальный ремонт которой производился ещё до Пудина, и в этот ремонт были вложены значительные средства, было заявлено о начале работы "Творческой мастерской Дизель". Пудин привлек к проекту своего старого товарища, драматурга Владимира Малягина, который ведёт драматургическую мастерскую в ЛитИнституте. Суть этого проекта заключалась в следующем: студенты театральных вузов Москвы, в частности ГИТИСа и литературного института имени Горького получали в нашем театре площадку, на которой могли ещё до получения дипломов попробовать свои силы. Идея это безусловно хорошая, но только дальше трескучих заявлений и на этот раз ничего не пошло. С самой широкой рекламой в СМИ и большой помпой было проведено открытие Экспериментальной сцены и Мастерской Дизель. На открытие были приглашена когорта театральных критиков из Москвы. Все банкеты и фуршеты для них оплачивались естественно из бюджета театра. Поставлена была пьеса второкурсницы ЛитИнститута, режиссер студент ГИТИСа Иван Миневцев неплохо справился с задачей. Спектакль с немного шокирующим названием "Как мы убивали дядю Ваню" получился. "Дизель" должен был запыхтеть и поехать, но почему-то застрял на ровном месте и постепенно рассыпался на запчасти. Прошла премьера только одного спектакля, от силы он был сыгран 7-9 раз. Деньги выделялись на долгоиграющий проект, а были потрачены на один единственный спектакль. "Экспериментальная сцена театра Горького - третья площадка театра. Но именно она отражает современную действительность и новаторство мастеров нашего времени. Ее небольшие размеры позволяют в полной мере осуществлять любые смелые проекты и оригинальные творческие решения", - так красочно описывает возможности Экспериментальной сцены сам А.Пудин. Но главное, что эта третья площадка театра, в ремонт которой было вложено столько сил и средств, полностью простаивает уже второй сезон. Что, у худрука нет "оригинальных творческих решений" или это такой способ "отражать современную действительность"?

В своей первый сезон руководства, равняясь на общий политический фон в стране, Пудин заявлял, что текущий сезон станет сезоном "импортозамещения", то есть ставится в театре будут исключительно пьесы отечественных драматургов. Но вопреки объявленному, в театре ставится "Пигмалион" Бернарда Шоу. Для Пудина главное - бросить громкое заявление, да ещё чтобы оно прокатилось по всем местным СМИ с максимальным резонансом и промелькнуло бы где-нибудь в центральных. А там хоть трава не расти. Кто проверять-то будет?!

Вот ещё несколько "масштабных" замыслов Пудина, не нашедших пока места в реальности, кроме газетных страниц и ТВ экранов. Перед вступлением в должность нынешний худрук декларировал создание на базе театра Международного театрального фестиваля народного характера. Название придуманного им мероприятия даже по-русски как-то неловко звучит. Но тем не менее, проект этого фестиваля был предоставлен на рассмотрение конкурсной комиссии, принявшей решение о назначении Пудина на пост худрука. То есть получается, Пудин обманул и конкурсную комиссию, взяв на себя обязательства, которые не исполнил. С момента своего прихода в наш театр про каждую премьеру Пудин в прессе говорит, что собирается везти этот спектакль на Международный театральный фестиваль в Тампере. До Тампере наш театр все ещё не добрался.
Стоит отметить, что до прихода худрука из Саранска нашим театром проводился Всероссийский театральный фестиваль "Русская комедия". Фестиваль пользовался заслуженным зрительским признанием, не него привозили спектакли театры со всей России, в частности на каждом фестивале были представлены театры Москвы и Петербурга. Но с приходом Пудина фестиваль больше не проводился. Интересно, указывал ли Пудин в своём проекте развития театра, который он предоставлял конкурсной комиссии: "собираюсь закрыть Фестиваль Русской Комедии, так как он делает театр очень популярным, слишком уж много театров приезжают к нам на фестиваль, а это нам ни к чему." Вот так получается, существующий фестиваль закрыл, а свой обещанный остался только в проекте.

В июле 2016 Пудиным были озвучены громкие заявления об открытии филиала театра в городе Волгодонск. В сентябре в Волгодонске прошли гастроли театра. На этом фактическая работа филиала была окончена. Так успешно прошла очередная пудинская кампания. Хотя возможно на бумаге филиал работает и по сей день, а под его работу выделяется финансирование.

В сентябре 2016 года на сборе коллектива, в присутствии министра культуры Ростовской Области господ­ина Резванова, Пудин презентовал открытие спортивно­го зала, якобы на не­го потрачены большие деньги, но по факту это полуподвальное помещение без намека на ремонт, из спортивного инвентаря там только штанга, боксерская груша, сломанный велотренажер со списанного спектакля. Назвать это спортивным залом невозможно, там отсутствуют любые санитарные нормы.

То есть, как вы видите, худрук театра умеет прекрасно пускать дым в глаза и мастерски проводить кампании в СМИ, но решать простые производственные и творческие задачи он не в состоянии.
Таким образом основная деятельность Пудина направлена на создание плотной информационной завесы, под покровом которой происходит постепенное превращение театра в средство для извлечения личных выгод. Возникает впечатление, что Пудин забыл, что возглавляемый им театр государственный и находится в правовом поле РФ. В театре происходят многочисленные систематические нарушения ТК. Распределение актеров на роли происходит не исходя из принципа профессиональных возможностей, а согласно степени лояльности худруку, что конечно же сказывается на уровне спектаклей. Приказы о распределении не вывешиваются на доску объявлений, что позволяет Пудину перекраивать распределение, как и когда он того захочет. И делает он это, вовсе не соразмеряясь с творческими возможностями актеров, а в качестве наказания за любое критическое высказывание, даже за несимпатичный ему "лайк" в социальной сети фейсбук.

Худрук также не терпит и малейшей критики. Про прямое высказывание актера, без какого либо перехода на личности, да и вообще без упоминания персоны худрука, Пудин в своём фейсбуке пишет так: "меня обгадили". А его фейсбук читает большая часть театра. То есть, это вовсе не частное, а публичное высказывание, рассчитанное в том числе и на труппу.
За высказанное без свидетелей небольшое критическое замечание народную артистку России Т. С. Шкрабак Пудин убрал со всех ролей, произведя неравнозначные замены, что сразу же ударило по качеству спектаклей. При этом ей было предложено написать заявление об уходе по собственному желанию. Труппа приказа о снятие Т. С. Шкрабак с ролей не видела и на каком основании ее сняли неизвестно. Актриса здорова, дисциплинированна, находится в прекрасной творческой и физической форме. Без объяснения причин им же из состава художественного совета были выведены народная актриса Т.С. Шкрабак, заслуженный артист С.Н. Власов, заслуженный артист О.Р. Ширшин. Сам Пудин, пытаясь запугать труппу, распускает по театру слухи,что если его кто обидит, он подключит свои московские связи и всем будет плохо. Пудин создаёт ощущение что он не руководитель учреждения культуры, а бандит из эпохи 90-х, находящийся на "стрелке".

Маховик репрессий раскручивается и дальше. Артистов в качестве дисциплинарного наказания лишают компенсаций за аренду квартир, а по сути такая мера является скрытым увольнением. Главного художника театра Наталью Пальшкову за заслуженную критику по поводу сложной финансовой ситуации, в которой оказался театр, вынудили написать заявление об уходе. Но "барин" отходчив и художнику позволили работать в театре не на ставке, а на разовых. Костюмер была вынуждена написать заявление об уходе по собственному желанию за пост в сети фейсбук, а за "лайк" к этому посту актрису сняли с главной роли в спектакле, который репетировался в это время. Пост из-за которого начались репрессии на взгляд нормального человека кажется абсолютно безобидным: "Ура, гастроли, суточные 250 рублей. Да здравствует анаком!" Или что-то вроде того...Да, работники театра поставлены на грань выживания, это стоит признать. Но Пудин квалифицировал это высказывание как грубое нарушение корпоративной этики.
За "лайк" к этому же посту пострадал и ведущий актер театра Роман Гайдамак. Вот его высказывание по этому поводу: " за мой лайк Facebook, я уже понес своё наказание, получив по приказу замечание в письменном виде + лишение роли Г. Мелихова...+ неоплаченный месяц съёмного жилья. И считаю это более,чем достаточно." Действительно, не слишком ли суровое наказание, за то что вообще нельзя квалифицировать как нарушение дисциплин? С пудинский точки зрения наказание в самый раз, так как самое главное для него, благостное мироточение позитивных новостей исходящих от театра в информационном поле.

Заслуженный артист России О.Р. Ширшин был отстранён от руководства детской студией "Мастер Класс", существующей при нашем театре. Причины для этого Пудиным были указаны следующие: "Вы, Олег Рудольфович, мне лично несимпатичны, пора вам отдохнуть". Никаких объективных причин для отстранения Ширшина не существует, с руководством студией он справлялся успешно. А вот театр в результате такого решения может лишиться студии.

В театре создана атмосфера тотального страха, которая пронизывает все подразделения театра, от билетерш до администраторов и всех цехов театра. Весь коллектив существует под страхом увольнения, а не работает в нормальном режиме! Но в Коллективном Договоре четко прописано: худрук должен обеспечить создание в театре здоровой творческой атмосферы, способствующей продуктивной работе. Но господин Пудин исповедует иные ценности. Цель Пудина, проводя политику устрашения и подавления всяческого инакомыслия, превратить артистов и работников театра в бесправных крепостных.

Творческие традиции, существовавшие в театре, с приходом Пудина сознательно подвергнуты забвению. Пудин настолько неуверен в себе, что болезненно воспринимает даже упоминание имени предыдущего художественного руководителя театра Николая Евгеньевича Сорокина. Все спектакли в театре негласно делятся на две категории: поставленные до и после прихода Пудина. На первых на любое нарушение дисциплины смотрят сквозь пальцы. Перед таким спектаклем Пудин и сам может предложить актеру пропустить рюмочку или бокальчик, ссылаясь на какой-либо подходящий повод. Качество этих спектаклей вообще не контролируется. За дисциплиной на спектаклях поставленных при его правлении Пудин следит трепетно и рьяно. При этом сам Пудин не брезгует появляться на публике нетрезвым. Заснул в ложе на спектакле "Милый друг" в пьяном виде и был разбужен зрителями по окончании спектакля и это не единичный случай.
Театр стал местом для реализации личных амбиций Пудина, его друзей и покровителей. Упомянутый выше господин Малягин является большим другом А. И. Пудина и не только дружеские отношения их связывают, но и деловые. В г. Москва ими учрежден фонд “Наша семья”. Господин Малягин является генеральным директором этого фонда, он же за большие деньги делал инсценировки для постановок нескольких спектаклей "Тихий Дон", "Сумасшедшая любовь в селе Степанчиково", "Цыган". Режиссер этих спектаклей Г. Шапошников, все инсценировки переделал, по­скольку они были отк­ровенно плохи, если сравнить текст инсценировок и текст который произносится со сцены, разница видна сразу. Тем не менее, Малягину за проделанную "работу" заплачены большие гонорары. Сам же господин Пудин является учредителем и генеральным директором ООО “Социнфорум” которое выполняет широчайший спектр услуг для театра. Более того у господина Пудина сложились не деловые, а тёплые и дружеские отношения с министром культуры Ростовской области господином Резвановым. Пудиным лично артисты нашего театра вывозились в ресторан для поздравления членов семьи Резванова. Сам министр с удовольствием справляет свой день рождения в Арт-кафе, которое работает в нашем театре. Дочь министра культуры, Кристина Резванова работает у нас в театр, кем не совсем понятно. По этой причине нет возможности обратится с письмом непосредственно к министру, вряд ли там удастся найти понимание.

В апреле 2016 в театре была поставлена пьеса Полякова "Чемоданчик". Спектакль получился посредственный, успехом у публики он не пользуется. О художественных достоинствах самой пьесы мы здесь говорить не будем. Но на премьеру в Ростов приехал сам Поляков с супругой. Их пребывание в Ростове силами и средствами театра было превращено в празднично-театральное действо. Вплоть до того, что даже на городском ЖД вокзале их встречали актеры театра ряженые скоморохами с песнями под баяны и балалайки.

Нельзя отрицать относительной успешности некоторых спектаклей созданных за время художественного руководства А.Пудина. Но эти успехи не являются творческой заслугой или достижением худрука. В частности, нельзя не упомянуть "Тихий Дон", поставленный к юбилею М.И. Шолохова. Со стороны худрука успех этой работы был обеспечен эффективным продвижением спектакля, достигнутого мобилизацией ресурсов всех московских друзей и покровителей Пудина. Художественный успех этой работы был определен вкладом режиссера Шапошникова и всей труппы театра, которая во время работы над спектаклем была поставлена в условия тотального дэдлайна. Огромная работа была проделана труппой в самые сжатые сроки. Спектакль получился масштабным, так как правительство области выделило дополнительными бюджет в размере трёх миллионов рублей на поддержку этого спектакля. А теперь этот же спектакль будет подвергнут разрушению. Состоятся вводы новых исполнителей на ключевые роли в спектакле. Вводы сами по себе дело непростое и нечасто идут на пользу. Но в данном случае они обоснованы не причинами производственной необходимости или художественными соображениями. Это вводы в целях "воспитательных". Талантливые артисты, к несчастью иногда обладают независимым собственным мнением и даже его высказывают. Поэтому их в наказание заменят в спектакле на просто лояльных актеров. Ведь в театре теперь главное, не искусство и художественная сторона дела, а принцип лояльности руководству. Но это же уже получается не театр, а какое-то другое учреждение.

Немного освоившись в нашем театре Пудин приступил к постановке собственных пьес. Причем сделал это с максимальной эксцентричностью и цинизмом. В своё время для Театра Луны им была написана пьеса, представляющая собой пересказ детской Библии. Соответственно пьеса была написана для детской аудитории, но в виду каких-то причин Театр Луны от библейской пьесы Пудина отказался. В нашем же театре эта пьеса поставлена как главная премьера сезона!

Дальше больше. Пудин решил взяться за режиссуру! Не обладая ни малейшим знанием о системе Станиславского он приступил к постановке пьесы Малягина с экстравагантным названием "Сталин. Часовщик." Человек, у которого даже простое упоминание о системе Станиславского вызывает аллергическую реакцию, берется самостоятельно ставить спектакль? Для нормального театра это конечно вещь неслыханная. Свою полную беспомощность как постановщика Пудин попытался скрыть за сценографией и музыкой, а актеры в его представлении и "сами должны знать, что играть". В своём наивном представлении о театре Александр Пудин находится на уровне школьника начальной школы. Cпектакли играются практически каждый день, актеры вызываются на службу в выходные, проводятся ночные репетиции, но при этом руководство театра заявляет об отсутствии денег. Практически все службы театра делают закупки и ремонт надлежащего оборудования в долг. Наш театр поставлен на грань финансовой катастрофы.

Наш театр задыхается под гнетом навалившейся на него вопиющей некомпетентности, а творчество приносится в жертву чьим-то личным интересам и амбициям. Хочется, чтобы театр жил и развивался.

Ростовский драматический театр обладает богатыми традициями, это театр с историей, это театр Сорокина, Ерёмина, Завадского. Печально когда театр, который созидался десятилетиям, в том числе и усилиями работающих сейчас артистов, разрушается на наших же глазах. Ещё несколько лет подобного "руководства" и от былой славы театра останутся только воспоминания. Спасение театра в том, чтобы им руководил профессиональный, подготовленный к этому человек, обладающий талантом и культурой, знакомый с театральной и общечеловеческой этикой, способный создать в театре условия​ для творчества и просто нормальной работы.

С уважением,
Наталья Николаевна Гординская

С написанным выше полностью ознакомлены и согласны актеры Ростовского академического драматического театра им. М.Горького:
народная артистка России Шкрабак Татьяна Сергеевна,
заслуженный артист России Власов Сергей Николаевич,
заслуженный артист России Ширшин Олег Рудольфович.

Комментариев нет:

Отправить комментарий